"Стрелок" бьет в цель

В 1993 году Стивен Хантер выпустил роман о теории заговора под названием «Снайпер». В 2007 году вышел фильм «Стрелок», главную роль в котором исполнил Марк Уолберг. Несмотря на то, что актер он неплохой и проекты выбирать умеет, фильм не оправдал надежд продюсеров. Многие критики сошлись во мнении, что из большого романа туда вошла лишь малая часть, поэтому экранизация вышла не очень убедительной. Новый сериал «Стрелок» с Райаном Филиппом не так ограничен в хронометраже, как фильм. Но продолжительность — это не показатель качества. И чтобы ответить на вопрос, удалось ли его создателям выпустить захватывающее шоу, некоторым аспектам новинки следует уделить особое внимание.

b_630_0_16777215_0_0_images_2017_3_1489352964_1.jpg

Райан Филипп (Боб Ли Суаггер), Омар Эппс (Айзек Джонсон), «Стрелок» (Shooter) © 2015 USA Network Media, LLC
Сериал рассказывает о бывшем снайпере Бобе Ли Суаггере (Райан Филипп). Он провел много времени в горячих точках Ближнего Востока, выполняя самые сложные задания. Однако его последняя миссия закончилась провалом — Суаггер получил ранение, а его друг и соратник Донни погиб. Вернувшись в США, протагонист решил все свое время посвятить супруге и подрастающей дочери. Но спокойная мирная жизнь продолжалась недолго — на пороге у бывшего вояки появляется Айзек Джонсон (Омар Эппс). Раньше он был непосредственным командиром Боба, а теперь служит начальником охраны президента. Джонсон считает, что на главу государства готовится покушение, а исполнителем должен стать тот самый снайпер, из-за которого сорвалась последняя миссия Суаггера. Айзек просит бывшего снайпера изучить обстановку и выдать заключение о том, с какой стороны следует ожидать выстрела. Суаггер, считая это задание личным делом, соглашается. В назначенный день все идет не по плану — погибает президент Украины, который встречался с президентом США, а Боба выставляют виновным. Теперь за ним охотятся все представители власти — от рейнджеров до людей из личной охраны президента. А ему нужно не только остаться на воле, но и доказать свою непричастность…

b_630_0_16777215_0_0_images_2017_3_1489352964_2.jpg

Омар Эппс (Айзек Джонсон), Эдди МакКлинток (Джек Пэйн), 1 сезон 1 серия, «Стрелок» (Shooter) © 2015 USA Network Media, LLC
Первое, что стоит отметить в сериале, это динамика. Причем это касается не только экшен-сцен, но и развития сюжета в целом. Проведя вместе со зрителем рекогносцировку местности уже в первых двух сериях, сценаристы затевают настоящий военный детектив. Ситуация меняется от серии к серии, новые вводные поступают постоянно — все по законам военного времени. Те, кто казались друзьями, подставляют, те, кто находится по другую сторону баррикад, протягивают руку помощи. Такая манера повествования дает зрителю возможность узнать каждого героя с нескольких ракурсов: идеальных людей не существует, как и идеальных солдат. Принципиальный человек предсказуем, беспринципного можно заставить поменять свои убеждения. Со всей неоднозначностью этого мира создатели сериала сталкивают своего героя, а вместе с ним и зрителя. Учитывая обилие экшен-сцен, которых порой недостает экранизациям шпионских романов Джона Ле Карре, из «Стрелка» получилось шоу, достойное внимания.

b_630_0_16777215_0_0_images_2017_3_1489352964_3.jpg

Ryan Phillippe in Стрелок (2016) © 2016 USA Network Media, LLC
Не менее тщательно авторы подошли и к изучению мышления и поведения профессионального снайпера. Он прекрасно осведомлен, что если цель находится за километр, это не делает ее недостижимой для обученного стрелка. Особое внимание, уделенное технической стороне подготовки, делает все происходящее на экране еще более правдоподобным. В сериале нет откровенно фантастических приемов, которыми нередко грешат продюсеры Фабрики грез. Люди с советующим опытом и умениями, конечно, найдут в «Стрелке» расхождения с реальной «матчастью». Но, во-первых, художественные допущения никто не отменял. Во-вторых, раз речь идет о боевом оружии, значит, некоторые детали просто необходимо опустить. Придираться к техническим мелочам в недокументальном сериале было бы некорректно. В подобных проектах куда важнее такие понятия, как режиссура, драматургия и актерская игра.

b_630_0_16777215_0_0_images_2017_3_1489352964_4.jpg

Омар Эппс (Айзек Джонсон), 1 сезон 1 серия, «Стрелок» (Shooter) © 2015 USA Network Media, LLC
О нескольких актерах сериала стоит сказать отдельно. Во-первых, протагонист в исполнении Райана Филиппа. Отрадно видеть, что авторы не стали делать из него очередного неуязвимого Рэмбо, который косит противников одной рукой, а другой вскрывает базы данных Пентагона. Они наделили своего героя человеческими качествами, в том числе и слабостями. Это делает его куда привлекательнее псевдоидеальных картонных персонажей. И сам Филипп, чувствуется, проникся своим героем, слился с ним полностью. Омар Эппс перевоплотился в самого неоднозначного персонажа. До последней серии зрителя не оставляет вопрос: а за кого все-таки играет этот скользкий Айзек Джонсон? И в конце ответ звучит, правда, довольно уклончивый — интрига переносится на следующий сезон. И третий, кого стоит упомянуть, — это ветеран экранов Том Сайзмор. Звезда «Схватки» и «Падения черного ястреба» выступил в роли очень влиятельного человека. Он из категории лиц, которые мыслят интересами страны, обесценивая при этом жизни отдельно взятых людей. С такими, как герой Сайзмора, опасно дружить и опасно враждовать. Один его взгляд хищника дорогого стоит.

b_630_0_16777215_0_0_images_2017_3_1489352964_5.jpg

Райан Филипп (Боб Ли Суаггер), 1 сезон 3 серия, «Стрелок» (Shooter) © 2016 USA Network Media, LLC
Главное преимущество сериала «Стрелок» перед собратьями по жанру состоит в том, что он не пытается казаться лучше или хуже, чем он есть на самом деле. В нем нет ничего глянцевого и идеального. Как и в жизни. И если в некоторых сериалах подобное может выглядеть как нелепая попытка оправдать бесконечное количество ошибок и недочетов, то в «Стрелке» это является самой сильной стороной. События, которые в нем происходят, по-настоящему захватывают и интригуют в силу своей неоднозначности, его герои не супермены с десятью жизнями и приторной полуулыбкой, а живые люди, которым хочется верить. Создателям сериала удалось продемонстрировать на экране каноническую фразу знаменитого Альфреда Хичкока: «Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Скучных моментов в многосерийке нет, а вот жизненных — хоть отбавляй. Такой подход оценили и зрители, и боссы USA Network: ждем второй сезон.
источник >>