"Гостиница "Россия"": Товарищ майор, нам три чашечки кофе

Екатерина Вилкова в сериале про Москву, которой больше нет
Зима 1976-77 года. Ксения Романовна Баскакова (Екатерина Вилкова) – сотрудница орготдела гостиницы «Россия». Ей 32 года, семьи нет, свободно говорит на английском, французском, итальянском и испанском языках.

«Гостиница Россия»: Товарищ майор, нам три чашечки кофе

Круг ее профессиональных обязанностей – обеспечивать комфортное проживание гостей отеля (в первую очередь - иностранных делегаций), решать конфликтные ситуации и выполнять прихоти постояльцев (даже если они попросят мужской стриптиз).

Гостиница — целый мир, не похожий на обыденную советскую реальность. Здесь нет случайных людей: только иностранцы, делегации из союзных республик и партиные чиновники, простым же гражданам вход сюда заказан. Разумеется, «Россия» буквально нашпигована сотрудниками разных органов – тут и контрразведка, и пятое управление КГБ по выявлению идеологических диверсий, и гэбисты, отвечающие за охрану высокопоставленных членов партии, и милиция, и ОБХСС заходит. В общем, интересы государства есть, слава богу, кому защищать, правда, при этом разные службы иногда страшно мешают друг другу.
 

«Гостиница Россия»: Товарищ майор, нам три чашечки кофе


В сотрудниках гостинцы руководство ценит благонадежность и неотступное следование инструкциям. Ксения Баскакова на хорошем счету, но у нее есть недоброжелатели, которые собирают компромат и пытаются скинуть ее с красивой должности заместителя начальницы орготдела. Они исходят от тщедушного завхоза Андрея Дормидонтовича (Анатолий Горячев), который здесь работает со дня открытия. Какой он завхоз нам не ведомо, но вот подхалим, интриган и завистник первосортный. Каждый день Ксения встает в шесть утра и идет проявлять заботу о гостях, а заодно приходится пресекать множащиеся попытки ее скомпромитировать. Каждый день – новые постояльцы, новые проблемы, требующие собранности, решительности, терпения и, конечно, конформизма, - а как иначе?

«Гостиница "Россия"» - одна из самых ожидаемых премьер этого года на российском телевидении - с первых серий привлек внимание зрителей искусно воссозданной атмосферой 70-х. Причем в условиях, когда каждый второй сериал посвящен этому времени, «Россия» выглядит на голову выше конкурентов по нескольким причинам. Здесь в каждом эпизоде обильно используется цветная пленочная хроника – кусочки из выпусков новостей, виды центральных улиц Москвы, столичных дорог и, что самое прекрасно, съемки с людьми, торопливо шествующими по своим делам зимней Москвы конца 70-х.

 

 

 

«Гостиница Россия»: Товарищ майор, нам три чашечки кофе

 


Документальные кадры, все зимние, хоть и контрастируют по цветовой палитре и качеству с современным съемочным материалом, но создают приятное ностальгическое настроение и способствуют, в сопровожении приятной музыки в стиле ретро, погружению в сюжет фильма. Отлично поработали над стилистикой картины и художники, в том числе художники по костюму. Даже к актерам массовых сцен не подкопаешься – меховые шапки, каракулевые пирожки, дубленки, сумочки - все как из родительского шкафа. Большое внимание уделено мелким деталям – нашивкам, значкам, плакатам, пишущим принадлежностям, в общем, никаких пластиковых окон и прочих признаков новодела, ну, кроме, разумеется, лиц современных артистов. Кастинг симпатичный, но какой-то очень очевидный - довольно много стереотипных персонажей. Но есть и несомненные удачи, среди них второстепенный персонаж Никиты Тарасова - партийный чиновник, такой почти будущий министр культуры.

Доверительное отношение к фильму подкрепляет умело вписанные в выдуманное действие сериала реальные события. 8 января 1977-ого в Москве действительно произошла серия терактов, а 25 февраля того же года – страшный пожар в гостинице «Россия». И там и там погибло примерно по 40 человек. Эти события не просто находят отражение в сериале, они обыгрываются, то есть влияют на поступки героев. Есть и более тонкие приятные отсылки к реальности – в одном из эпизодов Ксения докладывает начальнице, что студия «Мосфильм» просит разрешения снимать в гостинице кинокартину под названием «Ничего особенного» (рабочее название всем известного «Мимино»).

 

 

 

 

«Гостиница Россия»: Товарищ майор, нам три чашечки кофе

 


Достаточно трудно определить структуру этого сериала. В нем нет строгой горизонтальной линии развития сюжета, эпизоды сменяют друг друга, но это и не вертикальный сериал: начало и конец историй не привязаны к конкретной серии. В первом эпизоде в гостиницу приезжает известный одесский ювелир (Александр Карпов), и жены партийных боссов прорываются к нему на встречу одна за одной. В итоге они получают идентичные друг другу серьги, представляющие собой точную копию гарнитура Матильды Кшесинской (Диалог: - Матильда Кшесинская, слыхали про такую? - Конечно, у нее еще был роман с Николаем II). Окончание этой истории произойдет уже во второй серии, и сразу за этим начнется новая глава, о французской невесте советского шахматиста. Хвост этого сюжета перенесется в следующий эпизод, и так до конца. Объединяют эти разрозненные события герои: Ксения Баскакова, ее уже упомянутый враг Дормидонтович, два КГБ-иста, один - честный капитан Ракитин (Евгений Пронин), другой - ушлый майор Берзинь (Павел Трубинер), прослушивающий номера и полагающий, что интересы государства важнее личных.

Обстановка в «России», конечно гнусная, душная, и в этой связи самые серьезные сомнения связаны с образом главной героини, которая является для гостей отеля и для зрителей тоже проводником в этом царстве мертвых. Персонажу Вилковой не хватает драматизма, эмоциональности и, как следствие, - объема. С одной стороны, она важная часть Системы. Она знает, как все устроено, что происходит в этих стенах, она наблюдает все эти спецраспределители, валютные магазины, видит нечистоплотные методы работы КГБ и все прелести классового расслоения («Не люблю, когда обслуга борзеет», - говорит про нее одна из жен аппаратчика). При этом нам пытаются показать ее человечность, которую она подтверждает доброй улыбкой, но действует всегда словно механически. Никакого развития героини за 8 серий мы не наблюдаем: она ставит работу выше личной жизни, крепко держится за это место и не выказывает никаких признаков усталости от этого не очень здорового мира.

 

 

 

 

«Гостиница Россия»: Товарищ майор, нам три чашечки кофе

 


Даже когда с Ксенией приключается любовь (как на грех, к иностранному гражданину, что ставит крест на ее дальнейшей работе), она делает выбор в пользу карьеры. Так кто же такая Баскакова - эта молодая женщина с милым, но непроницаемым лицом, дочь предателя родины, прошедшего ГУЛАГ, бывшая учительница, знающая четыре иностранных языка, агент КГБ и член партии (хотя об этом почему-то умалчивается). Авторы фильма помогают ей, конечно, не ударить в грязь лицом, она - главный положительный герой пьесы, и сомнений нет, что она оставит ребенка от никарагуанца и даже, может быть, переменит участь, но все-таки, следует признать, что при всей реалистичности фильма в целом, Баскакова – пока что его самое непонятное место. Не бывает таких милах, отзывчивых и открытых, на руководящем посту в гадюшнике. А если бывает, то внутри должна быть очень серьезная драма. Мы ее пока не увидели. Пока что Вилкова играет персонажа какого-то «Черного зеркала», влюбленного в этот уродливый мир и не замечающего, как этот мир уродует тебя самого.
Екатерина Визгалова
источник >>